Для людей, живущих в современном обществе, важными проблемами являются деньги и известность. Однако для человека по-прежнему остается важнейшей задачей необходимость одеваться, есть и обеспечивать себя жильем, иначе говоря, поддерживать свокю жизнь.
Сейчас мы совершенствуем Природу и общество и склонны забывать, что являемся порождением Природы.
Можно сказать, что мы имеем достаточно смутное представление о воздухе, его роли в нашей жизни.
Как бы ни был велик и известен человек, если ои не будет дышать, результатом будет удушье. Процессы, происходящие в нашем теле, движения, которые мы совершаем, то, что повторяется чаще всего и выравнивает ритм нашего сердца — все это дыхание.
С древних времен в Восточной Азии обращали серьезное внимание на дыхание и оно изучалось с разных сторон, результатом чего в современности являются представленные в каратэ методы развития.
Каратэ имеет специфические методы дыхания, пришедшие с континента вместе с буддизмом и имеющие истоки в индийской йоге.
Слова "методы дыхания а-ун" используются в теории сумо и других направлениях; "а" символизируется с открытым ртом, это начала звука, и соотносится оно с началом (первоначалами) Вселенной, имея смыслом упорядочивание вещей и возврата их к равновесию; "ун" - это закрытый рот и окончание звука, имеющее связь с завершением бытия Вселенной; в то же время это источник нового развития.
"А" и "ун" взаимно заменяют друг друга в круговращении, и в соответствие с тем, что содержат в себе эти два знака ; десять тысяч вещей существуют. "А" — это звук человеческого рождения, первозвук Творения; в то же время "ун" символизирует смерть.
Зарядка под голос диктора радио и гимнастика в школах, конечно, нужны; здесь важно глубокое дыхание — оно периодически встречается в этих занятиях.
Правильное глубокое дыхание нужно выполнять обязательно. Поскольку в повседневной жизни мы используем жизненный объем легких примерно на 60%, не более, из-за того, что легкие не используются целиком, плохой воздух скапливается в них и вызывает усталость.
Поэтому в моменты после еды, когда тело расслаблено во время сна, и в лишенные для нас интереса и наполненные скукой моменты, мы, сдерживаясь, зеваем. Когда мы зеваем, воздух в легких изменяется.
Когда мы исправляем свое дыхание, сознательно им управляя, мы можем почувствовать его реальную пользу.
Тем более должны знать и шлифовать это важнее искусство те, кто занимается боевыми искусствами.
Согласно мыслям древнего Востока, "Источник силы человека находится в "тандэн" и вся жизненная сила исходит из этого центра".
Молодежь современной Японии, обратив свои взгляды на технократическую цивилизацию Запада, не только позаимствовала ее рационализм и стремление научно все объяснить, но и, похоже, забыла об особенностях порожденной Дальним Востоком цивилизации — все это является поводом для размышлений. В то же время восточная мысль, отличающаяся от западной по своей природе, влияет на Западе на многих, в особенности на молодежь и людей искусства. Можно сказать, что западный мир, переживая критическое состояние, проявляет потребность в восточной идеологии.
Как говорят на Востоке, "тандэн находится в нижней части живота, чуть ниже пупка. Здесь центр силы, здоровья и мужества".
Если говорить о нижней части живота, то, согласно правилам анатомии, от солнечного сплетения до нижней части живота проходят прямые мышцы живота, и, вместе с ними, находящиеся по обеим нижним сторонам живота боковые мышцы составляют единую часть тела. В обеих нижних сторонах живота (хара), рядом с двумя нижними частями диафрагмы, находится точка соединения мышц, и именно там при вертикальном положении верхней части тела находится центр тяжести тела...
Ибуки, как метод дыхания, естественным образом делая тандэн сильным и укрепляя его, со временем приучает сосредотачивать силу в низу живота.
Важно, что когда в качестве центра силы используется тандэн, дух уравновешивается, суждения об обстоятельствах и оценка ситуации становятся более взвешенными и точными, характер человека делается гибким.
В искусстве владения своим голосом, используемом в японском пении речитативом, в речи сказителей, в опере, не говоря уже о чтении, дыхание является важным моментом, и, кроме того, в японском пении под музыку также широко используется тандэн. Параллели можно найти и в Западной Европе...
Поэтому отменное речитативное пение, рассказы сказителей, пение западных музыкантов вместе взятые, поразительно развивают мышцы живота и зависят от силы хара.
Знающие про связь дыхания и тандэна певцы и музыканты естественным образом используют силу своего тела.
Поскольку мы занимаемся каратэ, мы должны сознательно и осмысленно укреплять тандзн правильным дыханием.
У современных людей тандэн по большей части ослаблен, и зто вызывает заболевания.
Болезни желудка и кишечника, чрезмерная полнота, высокое кровяное давление и гипотония, неврозы и подобные этим явления в значительной степени предотвращаются тренировкой тандэна.
Метод дыхания Ибуки укрепляет тандэн и служит здоровью и красоте человека, внося устойчивость в его душу; при этом он очень полезен, и, из-за его привычности он, особенно в тренировке каратэ, незаменим.
Кроме того, во-первых, это метод дыхания, используемый в атаке, во-вторых, метод восстановления ритма дыхания, когда оно в беспорядке и в-третьих — это очень важный именно для каратэ метод дыхания.
Вначале руки надо держать жестко; затем тихо, спокойно вдохните (тихо выполните дыхание "ин"). В момент, когда вы вдыхаете, важно, чтобы противник этого не заметил. Вдыхая и держа руки сбоку от ушей, вы впускаете воздух в тандэн. Все это выполняется медленно и спокойно, а главное — незаметно для противника.
Сжимая ладони поднятых рук в кулаки, выдохните воздух. В это время вы выполняете дыхание "е" (кит. "ян"). Когда вы выдыхаете воздух из тандэна, в нижнюю часть живота входит сила.
При характерном выдохе руки опускаются вдоль боков, при этом нижняя часть живота становится подобной железу — настолько она наполняется силой.
Метод дыхания, называемый "ин-е", в каратэ именуется Ибуки. "Ин" здесь несет смысл ночи, "е" — это день. Поэтому дыхание и называется "ин-е".
Это дыхание самое важное в каратэ.
Из книги М. Оямы "Хякуман Нин-но карате" (пер. с японского А. Фальковского)